Как Литва русских людей собирала, а потом потеряла

Объединив разрозненные в первой половине 1200-х годов литовские племена в единое Литовское государство, уже первый литовский князь Миндовг распространил свою власть и на некоторые русские области: Полоцкую, Витебскую и отчасти Смоленскую. Но государство было непрочным, и после смерти Миндовга некоторые завоёванные им территории отпали от Литвы.

В 1316 г. к власти в Литве пришел князь Гедимин (основатель династии Гедиминовичей). И в собирании русских земель под своей властью он опять же добился впечатляющих успехов. Из всех земель Гедимина две трети были русскими землями. И дело было не только в том. что Гедимин был удачливым военачальником. Нет. Главное было в том, что русскому народу тогда в Литве отводилось достойное место. Академик С.Ф.Платонов пишет: «При Гедимине в Литве уже существуют города, укрепленные по правилам военного искусства; литовские рати хорошо устроены и вооружены; они знают, как надо осаждать города, употребляя осадные орудия. Жители волостей имеют правильное управление и должны защищать свои города по очереди, в известные сроки. Всем этим благоустройством литовцы были обязаны русскому влиянию. Русские люди служат в войсках Гедимина и начальствуют ими; они ездят в посольства от имени литовского государя; они управляют городами и волостями». Сам «Гедимин был женат на русской и детям своим устраивал браки с русскими же». Все это было известно и за границами Литовского княжества, поэтому население русских земель само охотно соглашалось на власть обруселых Гедиминовичей. Наследники Гедимина Ольгерд и Кейстут продолжили его дело. Так русских земель и русского населения в Литве стало еще больше. И разумеется, в вероисповедание и культуру русских людей в Литве никто не вмешивался.

После этого в Литовско-Русском (акад. Платонов называет его даже так) государстве православно-русское население занимало уже приблизительно 9/10 всех земель страны!

Но после этого ситуация изменилась. Литва вступила в унию (объединение) с Польшей. И после этого легкое подчинение Литве западно-русских земель прекратилось.

Талантливый правитель литовский князь Витовт после этого еще смог присоединить к Литве Смоленское княжество, вмешивался и в дела других русских земель. И при нем границы Литвы расширились до максимальных пределов за всю историю ее существования.

Но период княжения Витовта был переломным в истории Литвы. Несмотря на то, что уния Литвы с Польшей тогда уже существовала, Витовт настолько укрепил свою власть в Литве, что совсем устранил свою зависимость от короля Литовского-Польского государства Ягайла. И люди видели в нем человека, который желает, пусть не расторгая унии, но все же самостоятельности и обособленности Литвы в ее культурной и политической жизни. Православное большинство населения Литвы не желало подчиняться католику – королю Польско-Литовского государства. Акад. Платонов пишет об этом периоде: «Казалось бы, что при таких условиях роль Витовта очень проста. Ему следовало бы опереться на сильнейшую часть подвластного ему населения – на православно-русскую народность… Сделав свою политику русскою и обратившись к православию, Витовт мог бы стать соперником московских князей и, может быть, скорее их объединить под своим скипетром всю Русскую землю». Но Витовт предпочел укреплять свою связь с Польшей. Католицизм укреплялся при дворе Витовта. Двор и администрация в Литве переустраивались по образцу польского королевского двора, и новые должности отдавались только католикам. И в самой Литве появлялись сторонники унии с Польшей. Хотя широкого насаждения в Литве польских порядков еще не было.

Витовт умер в 1430 г. И особенно начиная с последних лет его правления, и после него польское влияние в Литве продолжало крепнуть. Постепенно везде католики стали предпочитаться православным, а польские обычаи – русским. Угнетение православно-русского люда в Литве росло. Уже тогда некоторые русские князья (в Литве) пытались бороться против этого и переходили к московскому великому князю со своими волостями, объясняя это гонением на их веру.

Так Литва начала терять свои владения, а укреплявшаяся в то время Русь в течение нескольких следующих веков их себе возвращала. Сильные московские государи  Иван  III  и Василий  III начали отбирать  от Литвы русские  области, а их потомки это дело продолжили. И в большой степени значение здесь имело то, что ополячивание и окатоличивание Литвы делало условия жизни русско-православных людей в ней все более тяжкими. В таком государстве русские люди жить уже не хотели. И теперь уже сами стремились перейти из подданства Литвы в подданство России.

По книгам академика С.Ф.Платонова

Составитель В. Силантьев

Статья с сайта «Агни.ру»



Hosted by uCoz