Версия для распечатки (файл DOC в архиве ZIP)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Заниматься ли нам политикой?

2. О новом вине и старых мехах

3. Мы можем!

 

 

ЧИСТЫМИ РУКАМИ!

(Версия 2011 г.)

 

Современные условия жизни обусловливаются законами, принятыми самими людьми... Поэтому политическая деятельность, направленная на изменение несправедливых экономических условий, – дело первостепенной важности в создании Храма. Это как бы подготовительные работы

«УЧЕНИЕ ХРАМА».

1
Заниматься ли нам политикой?

Есть немало рериховцев, предпочитающих воплощать на практике идеи Учения без какого-либо участия в политической жизни страны.

Другие рериховцы имеют другое мнение по этому вопросу и говорят о своем неравнодушии к политике, высказывая суждение, что именно мы, рериховцы, наоборот, не должны открещиваться от политики и должны активно участвовать в политической жизни страны.

Некоторые рериховцы понимают, что рериховское движение отличается от любого другого религиозного или духовного учения тем, что и в книгах нашего Учения, и в письмах Е. И. Рерих прямо и абсолютно категорически высказывается правильность, истинность коммунистических идей. Это известно всем рериховцам и не требует никаких доказательств. Почитайте хотя бы монгольский вариант книги «Община» – там вы найдете  не только несколько, а очень много слов о коммунизме. Ни в каком другом духовном учении, кроме, может быть, каких-то очень маленьких сект, о которых лично я ничего не знаю, вы не найдете такого. Рериховское Учение изначально политизировано, изначально имеет приверженность к коммунистическому строю.

Поэтому ничуть не случайно, что есть рериховцы, которые чувствуют необходимость так или иначе участвовать в политической жизни страны.

Поэтому следует ли нам заниматься политикой – это не вопрос. Да, не только следует, но и не только та цитата, которая вынесена в эпиграф к этой статье, но и изначальная политизированность нашего Учения безоговорочно требует от нас ею заниматься.

 

Но это – изначальная политизированность Учения, может быть, даже не главное.

Да, Учение в какой-то мере политизировано и имеет четкую приверженность к коммунистическим идеям, потому что эти идеи в их изначальной чистоте – это просто общинные идеи (слово commune переводится просто как община, и в Учении слова «коммуна» и «община» упоминаются в одинаковом значении, как одно и то же!).

Все религии мира тысячелетиями занимаются просвещением людей. И такое просвещение, конечно, действует, влияет на людей, духовно поднимает их. В какой степени, с какой силой поднимает – это другой вопрос, но в целом христианство, буддизм и другие религии оказывали и оказывают на людей духовно облагораживающее влияние.

Точно так же и мы, рериховцы, сейчас пытаемся действовать в том же направлении, просвещая и духовно поднимая людей.

Но если мы посмотрим на историю мира – разве за последние столетия и тысячелетия человечество стало духовно выше? Какого-либо роста не видно.

Религии, конечно, поднимают людей, но есть и силы, которые этому противодействуют, влияют на людей в обратном направлении и в результате вместо эволюции человечество только топчется на одном месте.

Какие силы так эффективно противодействуют всем мировым религиям? Это понятно на примере современной России.

В 2009 г. на интронизации нового российского патриарха Кирилла произошел такой эпизод. Патриарх Кирилл открытым текстом сказал о пропаганде секса и насилия сейчас в России.

Но как могут происходить какие-то явления, которые патриарх Кирилл назвал пропагандой секса и насилия? Как, почему может на ТВ и вообще в СМИ существовать то, что можно так назвать? Только потому что власть, современные политики считают такое положение дел нормальным или, как минимум, вполне приемлемым. И не считают нужным что-то в таком положении дел менять.

Ведь понятно же: что происходит в стране, зависит от власти. Что власть допускает, то и происходит. И пропаганда секса и насилия, о которой сказал даже патриарх, происходит с молчаливого соизволения той же власти.

И получается так. Мы людей пытаемся поднимать, а власть, современные политики, тут же силами всех лояльных им СМИ опускают людей. Людям без конца внушается: «Бери от жизни всё!» (разве это не пропаганда позиции абсолютного потребительства = эгоизма?), грубо материалистическая система ценностей подается, как нормальная и естественная. СМИ плюс бесконечная реклама товаров постоянно навязывают людям такую точку зрения, что по-настоящему важно только материальное, все же остальное – даже не на втором, а на десятом плане. Когда СМИ тысячами голосов без конца говорят нечто типа: «Бери от жизни всё!», «Деньги решают всё!» и т.п., то очень многие даже и морально неплохие люди мало-помалу начинают верить тем самым тысячам голосов, и постепенно привыкают жить именно так. И в результате этого многие именно неплохие люди вместо того, чтобы эволюционировать, либо топчутся на месте, либо деградируют.

В результате – как бы мы, рериховцы, ни пытались духовно поднимать людей, сколько бы сил мы ни тратили на это, власть будет тут же с помощью СМИ представлять людям грубо материалистическую систему ценностей, как единственно правильную, и «львиная доля» пользы деятельности рериховцев будет превращаться в «сизифов труд», результат нашей деятельности будут сводиться если не к нулю, то к чему-то очень близкому к нулю. Рано или поздно нам придется понять, что кроме духовно-просветительской деятельности, нужно еще и обеспечить ее эффективность.

Разумеется, именно культурно-духовная деятельность является основой деятельности рериховцев. Но для эффективного культурно-духовного влияния на людей необходимо проделывать и подсобную работу для обеспечения эффективности основной деятельности. Рано или поздно нам надо понять: необходима деятельность и «снизу» (просвещением), и «сверху» (через участие в законотворческой политической деятельности). Эффективность одного без другого очень близка к нулю. Рано или поздно нам придется это понять. Или иначе все будет оставаться по-старому.

 

Часто рериховцы представляют дело так, что удел рериховцев – это деятельность исключительно в сфере культуры. А политика – это уже как бы не наше дело. Не наше? Политики – это фактически вожди. Каждый политик, даже если он участвует в политике на каком-то очень низком посту, – это человек, который вкладывает свою лепту в формирование законов, действующих в стране. Формирование законов – это управление. Управление – это лидерство. Любой политик, даже какого угодно низкого уровня, это лидер. Вождь. И чем выше по политической иерархии он поднимается, тем более крупным вождем он становится.

Политика и власти не нейтральны по отношению к происходящему в стране. Кое-кто считает власть в капиталистическом государстве просто управдомом, который(ая), просто следит за хозяйством и вроде бы никого никуда не ведет. Наверное, современной власти даже выгодно иметь такой имидж, что власть как бы только следит за хозяйством, а в выборе мировоззрения все люди имеют полную свободу и власть никак на это не влияет и не вмешивается… На самом деле это далеко не так. Власть, говоря о тех или иных приоритетах (а в капиталистическом государстве главный приоритет: экономика, материальная обеспеченность), уже тем самым отдает свой голос за определенные мировоззренческие приоритеты. Одно дело приоритет духовности и общинности, другое – приоритет экономики и материального благополучия. Это уже чисто мировоззренческие категории. Таким образом, любой представитель власти влияет на умы и сердца людей, маскируется под управдома, но, на самом деле, является настоящим вождем, в том числе и в идеологической, мировоззренческой, духовной сфере. Кто-то скажет: «Как это – в духовной сфере?». Да, и в духовной! Если понимать под духовной сферой не только какое-то благотворное влияние, а любое влияние на дух вообще. Одно влияние на дух людей его поднимает, другое влияние на дух способствует его разложению. И то, и другое – влияние на духовную сферу. Каждая политическая система основывается на тех или иных постулатах и так или иначе влияет на духовную жизнь людей. И, являясь сторонником той или иной политической системы, проводя в жизнь идеи, необходимые для существования этой системы, любой политик в конечном счете является также и духовным лидером. Один проводит в жизнь идеи общинности, другой – идеи конкуренции. Это свойство только духовного лидера. А если человек стал лидером, то всем остальным свойственно к нему в большей или меньшей степени прислушиваться. Кто-то не подпадает под влияние авторитета вождя. Но многие и очень многие подпадают, т.к. жизнь иерархична и тот, кто в иерархии выше, к тому вроде как и надо прислушиваться, а как же иначе: если он выше, значит, лучше понимает суть всего… Из этого правила бывают исключения, но в целом прислушиваться к тем, кто выше по иерархии, – это не только нормальное, но и необходимое явление. Без иерархических построений, когда кто-то к кому-то прислушивается, кто-то за кем-то идет, будет полный хаос. Так и должно быть, чтобы кто-то был ведущим, кто-то ведомым. Но вот когда ведущим оказывается тот, кто начинает вести всех ведомых к разложению – это становится огромной проблемой.

Таким образом, как бы ни пытались современных политиков представлять «управдомами», но они выполняют и роль духовных лидеров.    

И если мы пытаемся заниматься только культурно-просветительской деятельностью, то, тем самым, полностью и безоговорочно оставляем политическое поле боя под властью таких «духовных лидеров».

Тот, кто имеет в своем сознании больше, чем другие, кому дано знаний (духовного знания в первую очередь) больше, тому, вроде бы и действовать... С другой стороны, кому больше дано, с того больше и спросится…

Современные политики не афишируют, что политическая сфера деятельности точно так же, как и культура, базируется на тех или иных мировоззренческих идеях и на духовном (или антидуховном) лидерстве. Культурно-просветительская деятельность и политика – это одно поле деятельности, на котором отстаиваются идеи, так или иначе влияющие на мировоззрение, сознание людей (повторим: проводить в жизнь идеи общинности - это одно, а идеи конкуренции - другое). И когда одни люди, в культурно-просветительской области,  пытаются идти (и вести кого-то за собой) в одну сторону, а политическая сфера полностью оставляется под влиянием людей, стремящихся в противоположную сторону, то само собой разумеется, что результат подобного «перетягивания каната» будет плачевный. Рано или поздно придется это понять.   

 

Почему же большинство рериховцев, тем не менее, не только не пытаются заниматься политикой, но и категорически не считают нужным это делать, демонстративно открещиваясь от любой политической деятельности. Почему? Это понятно.

 

Говорят, политика – грязное дело, и нам в этом деле с его грязными технологиями нечего делать. У нас есть достаточно большой фронт работ и без участия в политической деятельности. И действительно – способы политической борьбы в наше время очень часто бывают таковы, что иначе как грязным делом все это не назовешь...

 Но положение дел таково, что политика так и будет оставаться грязным делом, пока мы будем к ней так относиться, пока мы, люди, будем делать ее таковой. Как же политика может быть НЕ грязным делом, если даже коммунисты-большевики исповедовали идею, что политика и мораль – это вещи не всегда совместимые, и считали, что в политике (в том числе и в политике коммунистической партии) вполне допустимы действия, которые с точки зрения простой общечеловеческой морали могут казаться аморальными, но, тем не менее, в политике они, такие действия, вполне допустимы, и эта идеология не только исповедовалась в теории, но и использовалась на практике. В реальной жизни все так и делалось! Даже коммунистическая партия, ставящая в основу своей деятельности именно морально-духовные цели – социальную справедливость, ориентацию на общинность, общенародное благо, – в то же время утверждала идею, что политика как бы вообще выше морали, что в политических целях можно делать то, что противоречит любым моральным канонам. И эта идеология считалась справедливой.

 Некоторые люди могут чураться политики, но хотим мы этого или не хотим, а сама политика заставляет всех нас жить в тех или иных политических условиях. Хотим мы этого или не хотим, но политическая обстановка в стране накладывает те или иные определенные условия на жизнь каждого из нас. И подчас эти условия даже очень сильно, по-настоящему радикально меняют нашу жизнь.

 Некоторые из нас чураются политики, но политика в любом случае постоянно вмешивается в нашу жизнь, т. е. именно те, кто НЕ чураются политики и влияют на политическую обстановку в стране, именно они и вмешиваются и, подчас, очень жестко вмешиваются в нашу жизнь и меняют ее по своему усмотрению – как им оказывается выгодно (но в то же время так, что это часто бывает очень не выгодно нам и очень плохо для нас... но если мы чураемся политики, то нашего мнения никто и не спрашивает).

 Таким образом получается, что, чураясь политики, мы просто позволяем любому человеку, кто только захочет (и кто не собирается избегать политической деятельности), менять НАШУ жизнь и жизнь вообще всех людей так, как ЕМУ выгодно. А те, кто сейчас на практике не чурается политики и, наоборот, активно занимается политической деятельностью, часто имеют такой низкий уровень сознания, что меняют политическую обстановку исключительно в своих личных эгоистических целях и стараются изменить ее в этих целях как можно сильнее, не обращая никакого внимания на то, что тем самым они подчас полностью ломают жизни сразу миллионам других людей.

  Современная политика – это бандит, который врывается в наши дома и творит в них все, что хочет, ничуть не обращая внимание на наши интересы.

И такое положение дел будет оставаться до тех пор, пока мы будем упорно продолжать держаться вне политики, а у руля в стране будут стоять совсем другие люди.

  Факт в том, что отказ от политической деятельности, попытки во что бы то ни стало держаться подальше от политики, несмотря на причины этого воздержания, фактически, т. е. на практике оказываются политикой непротивления злу, непротивлением спокойному распространению зла в нашем мире.   

  Единственный способ изменить положение дел – это отказаться от политики непротивления злу и попытаться активно бороться с теми, кто сейчас пытается навязывать нам удобные им условия, выгодную им политическую обстановку в стране, и кто именно и делает сейчас политику такой грязной. 

 Ситуация такова, что если мы ХОТИМ (???) изменить положение дел, то у нас нет другого выхода, кроме как нам самим заняться политикой, включиться в политическую борьбу и попытаться заставить тех, кто сейчас делает политику, ослабить позиции, а в идеале и вообще постепенно уйти с политической арены.

 Но, разумеется, речь не идет о том, чтобы нам, ввязавшись в политическую борьбу, перенимать все те грязные методы, которые сейчас используют современные политики. Нет. Давно пора вместе с уже появившимися терминами «эволюционная педагогика» и «эволюционная медицина» ввести в употребление термин «эволюционная политика», то есть именно политика, основанная на такой политической деятельности, которая призвана привести нас к истинно эволюционному преобразованию нашего общества. С одной стороны – если мы хотим изменить существующее положение дел, у нас нет другого выхода, кроме как самим включиться в политическую борьбу, но с другой стороны – наша миссия должна состоять в том, чтобы ввязаться в нее и заниматься ею с чистыми руками и чистыми помыслами.

 Разумеется, заниматься политикой таким образом – чистыми руками – и при этом постоянно бороться, конкурировать с другими современными политиками, абсолютно не гнушающимися никакими грязными методами, – это трудно. И именно потому, что такая потенциальная возможность борьбы многим современным рериховцам кажется слишком трудной и почти бесперспективной, именно поэтому они и уклоняются от такой борьбы, стараясь вообще не делать ничего, что связано с политикой. 

Но вот исторический факт.

Когда в России произошла революция и были произведены социалистические реформы с целью улучшения жизни простых трудящихся-россиян, в результате и во всем окружающем капиталистическом мире стали происходить разительные изменения. Когда у нас революция победила, капиталисты всего окружающего мира страшно испугались: а вдруг и в их странах не сегодня-завтра произойдут революции и начнутся национализации... И это стало очень сильно побуждать капиталистов всего мира к самым активным действиям. Они поняли, что они вынуждены либо идти с народом на компромиссы и хотя бы в какой-то мере добровольно (или делая вид, что они делают это добровольно) улучшать жизнь простых трудящихся людей, но, главное (для них), делая это без изменения политического строя, не заменяя капитализма социализмом, либо в конце концов эти самые трудящиеся, возмущенные своими недопустимо тяжелыми условиями жизни, вообще сделают по примеру россиян  в своих странах революции и, чего доброго, потом займутся и физическим уничтожением своих бывших угнетателей капиталистов. И капиталисты всего мира мало-помалу стали улучшать жизнь простых людей! И постепенно, к концу XX века, эти улучшения жизни во всех капстранах и в том числе в США стали уже настолько обширными, глубокими и широкими, что те, кто выезжал в то время из СССР на Запад, просто поражались, как там государство заботится о людях...

 В результате Запад стал так заботиться о своих гражданах, о простых трудящихся людях, что даже СССР в некоторых случаях такой заботы о своих гражданах не проявлял, вплоть до того, что на Западе, например, уже давно общественный транспорт стал оборудоваться подъемниками для инвалидов в колясках и такими же подъемниками стали оборудоваться различные общественные учреждения, а у нас это и до сих пор делается еще очень редко (и тем более не делалось во времена существования СССР). Вообще перемены, произошедшие во всем мире после Октябрьской революции, настолько велики, что их описанию можно было бы посвятить целую книгу.

 В этом отношении международное значение Октябрьской революции просто фантастически огромно. Свершение в России революции потом произвело во всем мире такие перемены, каких на Земле не было бы еще несколько столетий, а может и тысячелетий, если бы за это время никакой подобной революции ни в одной стране мира так и не произошло бы – без совершения подобной революции капиталисты всего мира ни в коем случае не произвели бы таких перемен.

 И вот какие перемены во всем мире произвела, таким образом, произошедшая в России Октябрьская революция, такие же (по глубине и обширности) перемены неизбежно произведет и изменение нашей стратегии в плане того, что мы провозгласим идею, что политика не выше морали, что политика, делаемая чистыми руками и с чистыми целями, должна подчиняться общечеловеческим моральным ценностям.

 

 

 Разумеется, речь не идет о том, чтобы вообще всем рериховцам сейчас же дружно заняться политикой. Нет, конечно. Каждому лучше заниматься той деятельностью, в какой он имеет наибольшие способности. Скажем, если человек имеет сильно развитое эстетическое чувство и его более всего волнуют и интересуют вопросы культуры, такой человек, если он к тому же еще и рериховец, лучше всего реализует себя, если займется, например, организацией выставок картин Н. К., С. Н. Рерихов и других великих художников. А политикой ему заниматься не обязательно.

 Главное понять: в наше время не заниматься политикой, стараться держаться подальше от политической деятельности ТОЛЬКО из страха или нежелания «замарать руки», только из нежелания столкнуться и побороться с теми современными политиками, которые и делают политику такой грязной, используя в политической борьбе любые грязные методы, в наше время стараться держаться подальше от политики только по этой причине – это уже просто дезертирство и трусость. Чураясь политики только по этой причине, мы просто пасуем, не желая ввязываться в такое дело, которое считаем слишком трудным и неприятным (грязным) для нас.

Оправдывая свое нежелание хоть чуть-чуть подумать о политике, мы говорим, что Царство Божие не во вне, а внутри нас … и тут же провозглашаем правильность идеи о том, чтобы менять внешний мир вокруг себя, объединяясь в общины. Говорим, что не обязательно менять внешние условия жизни, а нужно только нам самим меняться изнутри  –  и … мечтаем о построении Звенигорода.

Вроде бы понимая необходимость и внешних изменений, чтобы внешние условия жизни не толкали бы нас в пропасть бездуховности, а помогали нам и всем вокруг нас развиваться внутренне, мы оправдываем свое внешнее бездействие тем, что внутреннее все же важнее.

Мы говорим, что если бы сейчас Христос пришел в наш мир, его точно снова распяли бы. Но в то же время, отказываясь от политики, мы сами бесконечно продлеваем такое положение дел, что Христос и Майтрейя сами по себе, а Пилат сам по себе. И Пилат вечно старается распять Христа. Можно было бы сделать так, чтобы на место Пилата встал человек, который сам является последователем Христа и Майтрейи и старается помочь и другим встать на тот же духовный путь. Но… для того, чтобы такой человек встал на место Пилата, нужно заниматься политикой, а не ждать, пока Пилат опять прикажет распять Христа, а пропрезидентская или пропилатовская партия единогласно поддержит это решение.

Сейчас ситуация складывается именно такая. И эта ситуация не изменится, пока мы не изменим своего отношения к ней, пока мы не изменим ее.

Если мы будем и дальше просто уходить от борьбы, ничего и никогда не изменится, политика вечно будет грязной и вечно будет вторгаться в нашу жизнь своими грязными методами. Если мы хотим, чтобы положение дел изменилось, мы должны сами начать действовать, а не ждать что это сделает когда-нибудь потом кто-нибудь другой.

Политика так и будет оставаться грязным делом, пока кто-то не покажет на практике, что она МОЖЕТ быть и другой, что она может быть и политикой с чистыми руками и чистыми помыслами. И единственный способ изменить существующее положение дел – это перестать уклоняться от борьбы и показать на деле, как делать политику с чистыми руками и чистыми помыслами.

Никто не говорит, что бороться по правилам, используя только морально чистые способы, когда все вокруг используют против нас любые грязные методы борьбы, просто. Это не просто, но это возможно и необходимо.

 

В конце 2004 г. было обнародовано сообщение, что в России создана партия солдатских матерей. То есть не только некоторые на свой страх и риск попытались идти в политику и действовать, добиваясь от государства того, что они считают нужным. Они нашли возможность даже объединиться и попытаться действовать объединенными усилиями.

Почему среди рериховцев не находится людей, которые могут сделать так же? Нет желания действовать в таком деле как политика. Нет осознания важности, нужности действовать в этом направлении. Не хватает осознания. А время идет. И благоприятные возможности проходят мимо.

  

 

2
О новом вине и старых мехах

Теперь относительно цитаты – высказывания Блаватской, которое иногда используют, как еще один аргумент, чтобы доказать, что мы, рериховцы не должны заниматься политикой: «Попытка добиться политических реформ до тех пор, пока не появятся изменения в человеческой природе, подобна наливанию нового вина в старые мехи. Сделайте так, чтобы люди почувствовали и распознали в глубине своего сердца, в чем состоит их истинный, настоящий долг по отношению ко всем людям – и любое старое злоупотребление силой, любой несправедливый закон в национальной политике, основанный на человеческом эгоизме, исчезнет сам собой. Глуп тот садовник, который надеется со своей клумбы удалить ядовитые растения, срезая их с поверхности почвы, вместо того, чтобы вырвать с корнем. Никогда не будет достигнута ни одна прочная политическая реформа с тем же самым эгоистичным человеком во главе всего, что и раньше» – Е. П. Блаватская «Ключ к теософии».

Здесь всё просто.

Да, разумеется, производить политические реформы, оставляя того же самого эгоистичного человека во главе их, и надеяться, что эти реформы что-то серьезно изменят к лучшему, – это глупость.

Вот и в наше время политические реформы в стране все равно идут. И это так называемые либеральные реформы, пытающиеся что-то изменить, но только на основе именно того же самого эгоистичного человека во главе.

Да, когда у руля стоит лидер, который проводит реформы, основываясь на той же самой идее нормальности эгоизма, самости, корысти, и при этом все люди, вовлекаемые в реформы, остаются теми же самыми, с убеждением нормальности эгоизма, корысти, то такие реформы могут что-то менять в лучшем случае только по принципу «срезания сорняков». Политические реформы, если они проводятся и политиками старого образца, с эгоизмом во главе их сознания, и, главное, если в реформы вовлекаются и людские массы, мыслящие по-старому, с тем же самым эгоизмом, самостью, корыстью в основе сознания, не превратят старый мир во что-то новое – вот о чем говорит Е.П.Б.

Без роста уровня сознания людей никакие политические реформы, по большому счету, не эффективны. И в результате мы получаем очень сложную ситуацию. С одной стороны – просто политические реформы не эффективны. С другой стороны – от того, что мы попытаемся «закрыть глаза» и игнорировать политику, сама политика существовать не перестанет. И если, в отличие от нас, политику не будут игнорировать и, наоборот, будут ею заниматься те, кто предпочитает заниматься политикой именно с позиции нормальности эгоизма, то политика будет существовать, как крайне мощный фактор, способствующий массовой морально-духовной деградации людей. Что и происходит сейчас. Патриарх Кирилл сказал только о пропаганде секса и насилия, но когда политики устанавливают в стране порядки на основе конкуренции, на основе постоянной борьбы за материальное благосостояние, возводимое в высшую цель, – такая атмосфера в целом еще хуже влияет на сознание, на моральный дух людей, чем только то, что упомянутые здесь слова патриарха.

Хотим мы этого или не хотим, но политика играет в нашей жизни немалую роль. Политические лидеры являются еще и духовными (или в каких-то случаях точнее было бы сказать: антидуховными) лидерами и так или иначе влияют на духовную жизнь масс, хотим мы этого или не хотим. Как уже говорилось, любое поведение политиков, проведение любых реформ по той или иной модели так или иначе влияет на духовную жизнь страны. Отказ от реформ тоже влияет на духовную жизнь страны, но по-своему: оставление политической ситуации в таком виде, когда в основе всего стоит именно эгоистичный человек, приводит к соответствующим последствиям.

И что получается? Реформы с оставлением того же самого эгоистичного человека во главе всего, по большому счету, не нужны. Но отказ от всяческих реформ – это опять же оставление, сохранение того же эгоистичного человека во главе всего… И что важно – это сохранение политических лидеров, считающих такое положение нормой, поддерживающих его и действующих в направлении укрепления старых порядков. Что приводит, в частности, к тем последствиям, про которые говорил патриарх Кирилл (см. в начале статьи). Так или иначе, мы получаем только сохранение или усугубление старого мира, независимо от того, производятся ли при этом какие-то реформы или нет.

Но можно и нужно сделать по-другому. Необходимо сделать так, чтобы это были именно такие реформы (разумеется, я имею в виду общинно-коммунистические реформы), в основу которых был бы положен рост сознания людей.

Необходимо такое понимание политических (общинных, коммунистических) реформ, чтобы они базировались именно на повышении сознания людей и чтобы именно от повышения сознания людей зависели бы результаты, зависела бы сама успешность реформ и чтобы для успешного проведения реформ руководитель, проводящий эти реформы, в первую очередь заботился бы именно о повышении уровня сознания людей, как о фундаменте, на котором держится вся успешность проведения реформ.

И в сущности, в общих чертах, ничего выдумывать здесь и не надо, т. к. коммунистические-общинные реформы – это и есть такие реформы, которые полностью зависят от уровня сознания людей, вовлекаемых в эти реформы.

Мы все (рериховцы) прекрасно знаем о ценности и нужности распространения общинных идей в современном мире. Чем в большей степени мы будем жить не по эгоистическо-собственническим, а по истинно общинным законам взаимосотрудничества и взаимовыручки, тем лучше будет нам всем. Тем лучше будет наш мир. И это не формальность, а факт, только нужно правильно понимать суть общинных реформ, понимать, что «качество сознания должно быть напряженной заботой общинников» («Община», 229) и именно от качества сознания людей и его повышения зависит успех общинных реформ.

Раньше все политические лидеры, пытавшие производить в своих странах коммунистические реформы, этого просто не осознавали или осознавали далеко не до конца.

Первое, что будет необходимо в будущем политическому лидеру, пытающемуся произвести какие-то коммунистические реформы, – это понимание того, что политическое развитие общества, переход от капитализма к социализму – это, в первую очередь, не классовая борьба, а следствие повышения уровня сознания одних людей и их борьба с людьми более низкого уровня сознания. Именно от этого происходит желание одних людей перейти к социалистическим и коммунистическим реформам, а другие люди продолжают хотеть жить в капиталистическом обществе. Люди более высокого духовного уровня, более высокого уровня сознания, уже понимают общинные социалистические ценности и потому являются уже сторонниками социалистического строя. Люди же более низкого уровня сознания продолжают оставаться индивидуалистично, эгоистично, корыстолюбиво настроенными и потому яро сопротивляются всем антисобственническим общинным социалистическим и коммунистическим преобразованиям.

Всё, что связано с эволюцией от капитализма к социализму, – это, в первую очередь, не борьба классов, а борьба высоких и низких сознаний людей!

И без всяких выдумываний каких-то искусственных стимулов, первое, что абсолютно необходимо для успешного проведения коммунистических реформ, - это рост сознания людей! Это – ОСНОВА. Без этого НИЧЕГО не получится.

Необходимо учитывать, что у всех людей, объединенных принадлежностью к одному и тому же классу, конечно, есть и некоторые общие интересы, но среди членов каждого класса есть люди с совершенно разными уровнями сознания, имеющие не только множество разных интересов, потребностей, но и совершенно разные целые системы ценностей и по-разному реагирующие на введение в стране тех или иных законов.

Малочисленный, включающий в себя не более 10% населения страны, класс буржуазии в этом отношении можно считать ещё, в основном, довольно монолитным. Но вот среди членов куда более многочисленного класса пролетариата – и то же можно сказать о крестьянстве – можно встретить людей с очень разными уровнями сознания, для одних из  которых наивысшая ценность – это деньги, а для других наивысшая ценность – общее благо.

Ещё во время революции 1917 года большевики пытались изменить ситуацию в стране, ставя во главу всего классовую борьбу. Ещё в предреволюционные годы большевики-агитаторы очень активно, со всем энтузиазмом, на какой только они были способны, подстрекали народ к бунту. Говорили, как плохо ему, народу, живется сейчас, и как будет хорошо после революции, но о том, что жизнь по социалистическим законам и социалистическому моральному кодексу потребует от того же народа коренного изменения своего уровня сознания – отказа от индивидуалистического мещанского сознания, – об этом верные ленинцы сказать забывали. И пытаться как-то перевоспитать рабочий люд, ослабляя его мещанское сознание и, наоборот, внедряя в умы людей сознание антимещанское, они не очень старались, считая, что после передачи власти народу его классовое сознание само собой решит все проблемы.

В результате – в коммунистические реформы в России были вовлечены огромные массы людей, которые искренне хотели при социализме жить лучше. Причем ключевые слова здесь – то, что они хотели жить лучше. Но под улучшением они понимали чисто материальное улучшение жизни, а вот отказываться от своего эгоистично-собственнического индивидуалистического сознания они никак не хотели и не собирались, никак не желая по доброй воле вступать в колхозы и сопротивляясь многим другим истинно социалистическим реформам. Классовое сознание не срабатывало. Срабатывало эгоистическое желание множества людей чисто индивидуально жить лучше, не обращая внимания ни на какие классовые интересы.

Потом, во время Великой Отечественной войны, И. В. Сталин убедился, что лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» не срабатывал, никак не действовал на немецких солдат – выходцев из простых рабочих семей – тогда для них важнее были не их интернационально-пролетарские, а национально-государственные интересы, которые доминируют над классовыми вообще почти в любой войне (за исключением только гражданских войн, где борются между собой люди одной национальности и жители одного и того же государства).

Наконец, так и в наше время, в современной России среди простого народа находятся люди с совершенно разными политическими пристрастиями. И дело здесь не только в оболванивании народа пропутинскими  средствами массовой информации (что отчасти, конечно, так и есть), но и в том, что люди с одним уровнем сознания совершенно искренне стремятся к одному, а люди с другим уровнем сознания хотят другого.

Так и в коммунистических реформах интересы разных людей в зависимости от их уровней сознания в очень многих случаях доминируют над классовыми интересами.

Процесс замены капитализма социализмом, а потом коммунизмом – это не только и не столько отражение классовой борьбы, сколько отражение повышения сознания людей: от сознания корыстно-эгоистического до сознания общинно-альтруистического. И при проведении любых преобразований в обществе надо понимать, что в процессе общественной эволюции от капитализма к коммунизму доминирующее, господствующее значение имеет не классовая борьба, а уровень или, точнее говоря, уровни сознания людей. И ход этой эволюции от капитализма к коммунизму полностью подчиняется законам роста сознания людей. И он полностью идет под влиянием законов роста сознания людей. И для того, чтобы правильно понимать, как развивается и как будет в дальнейшем развиваться наше общество, нужно рассматривать общественную эволюцию именно под этим углом зрения.

И в эволюционной политике будущего, в политике, ведущей к истинным коммунистическим реформам, не может быть и речи о вливании нового вина в старые мехи с тем же самым эгоистичным человеком во главе – пусть это останется прерогативой прошлых компартий. В будущем каждый политик-коммунист должен будет понимать: коммунистические реформы могут быть поддержаны только достаточно морально и духовно развитыми людьми, уже понимающими ценность общинности и желающими жить на основе идеи общинности, равенства, братства. Бездуховному, корыстолюбивому человеку это не нужно – он больше всего хочет богатеть, например, торгуя чем-либо и вытягивая деньги в подавляющем большинстве случаев из карманов тех, кто беднее его, а ни о каком равенстве и братстве он и слышать не хочет. Оплот коммунизма – люди, уже понимающие ценность общинности.

Поэтому коммунист-политик будущего должен понимать, что именно от уровня сознания людей зависит успех коммунистических реформ и в первую очередь должен заботиться о повышении уровня сознания людей.

Правда, вышеописанный подход к производству коммунистических реформ предполагает отказ от рассмотрении коммунистических реформ в первую очередь в свете классовой борьбы. На самом деле классовая борьба не имеет в коммунистических реформах большого значения. Но проблема в том, что с этим никогда не согласятся коммунисты из КПРФ, а также вообще никакие прошлые и будущие коммунисты-марксисты. Для них отказ от ориентации на классовую борьбу означает недопустимо крамольное извращение марксизма.

Чтобы осуществить коммунистические реформы без ориентации на классовую борьбу, России нужна НЕмарксистская партия, прекрасно понимающая роль уровня сознания людей в проведении коммунистических реформ, понимающая, что «качество сознания должно быть напряженной заботой общинников» и руководящая всем именно в таком духе. Вот если бы в России существовала наша, рериховская политическая партия, она смогла бы действовать в духе истинной эволюционной политики, т. к. именно мы, в отличие от коммунистов-марксистов, знаем, каким должен быть эволюционно правильный коммунизм будущего. Но… такой партии пока в России нет.

Тем не менее, подумаем над фактом: как будет хорошо, какое это будет ценное достижение, если мы войдем в Шестую Расу с уже сложившимся эволюционно правильным общинным политическим строем.

  

 

3
Мы можем!

Несколько лет назад, при Ельцине, весь российский народ был сильно политизирован и, если можно так сказать, коммунизирован, т. е. многие были настроены прокоммунистически. И в то время среди рериховцев кто-то высказывался за создание нашей рериховской партии, но в то же время доводилось слышать и такие речи: «Сейчас (речь идет о 1990-х годах) сильна КПРФ. Зюганов, может быть, – без пяти минут президент России. КПРФ уже сильна. Если мы создадим свою партию, то она будет все равно слабее КПРФ, и на любых выборах мы только помешаем КПРФ, только оттянем на себя некоторое количество голосов и помешаем Зюганову стать президентом России. Так что создавать свою партию нам сейчас не только не нужно, но и нельзя». Так думали люди.

Сейчас ситуация другая. Бояться создавать конкуренцию КПРФ сейчас не нужно, т. к. КПРФ теперь уже настолько слаба, что в любом случае по причине конкуренции с «Единой Россией» она (КПРФ) даже еще неизвестно, пройдет ли в Думу следующего созыва. А уж о перспективе возможного президентства Зюганова можно вообще забыть. Сейчас можно не опасаться составить конкуренцию КПРФ – она всё равно умирает.

Замены КПРФ в стране сейчас нет и не предвидится. Место по-настоящему народной, т. е. думающей и заботящейся о простом народе страны (коего в населении России все-таки подавляющее большинство) вакантно – такой партии в России сейчас нет. О том, что «Единая Россия», ЛДПР и тому подобные партии способны достойно заботиться о народе… ну, эту сказочку нам рассказывать не надо, расскажите кому-нибудь другому. Сильная, мудрая, лишенная демагогических извращений, которыми страдала КПРФ, коммунистическая, народная партия нужна России, как воздух. Но на горизонте ее не видно.

Вот тут бы нам и рассмотреть с удесятеренным вниманием идею создания нами своей партии. И дело даже не в том, что сильной коммунистической партии в России сейчас нет и в этом отношении в общественно-политической жизни страны создался вакуум, но и в том, что если сравнить наше мировоззрение с мировоззрением любых других людей, которые в будущем могли бы заполнить этот вакуум, то именно мы и только мы в соответствии с нашим мировоззрением могли бы все сделать лучше кого бы то ни было.

ТОЛЬКО МЫ, рериховцы, имеем полностью правильное отношение к социализму и социалистическому строительству. Только мы по-настоящему понимаем не только то, что эволюция от капитализма к социализму и коммунизму – это постоянное «урезывание» влияния частнособственнических и внедрение в жизнь общинных принципов с целью превращения любого государства в государство-общину, но и то, что эзотерически эволюция от капитализма к коммунизму есть отражение и следствие эволюции сознания людей от своекорыстного частнособственнического сознания к общинному сознанию. Только мы по-настоящему понимаем, насколько огромное значение при построении социализма имеет уровень сознания людей. Только мы по-настоящему понимаем, что поскольку социализм – это уже отчасти общинный строй, то, значит, к строительству социализма применимы описанные в «Живой Этике» законы построения общины и, в частности, канон, что «качество сознания должно быть напряженной заботой общинников» («Община», 229). Только мы доподлинно знаем и понимаем, что насилие, как при устройстве истинной общины, так и при строительстве истинного социализма, бессмысленно и бесполезно – таким образом духовного роста человека не ускоришь; что «свобода драгоценна, как охранение личности» («Сердце», 85), а ограничение свободы – свободы мысли, слова, передвижений – человека есть нарушение высших заветов. И т. д. и т. п. В отличие от современных политиков, относящихся к власти, как к кормушке, мы знаем идею «власть – жертва», а кто еще, кроме рериховцев относиться к власти именно так? Весь комплекс знаний (основанных на заветах Махатм – высочайшего источника на Земле, но такого источника, который известен в России именно только нам, рериховцам и теософам, да еще буддистам; но при этом буддисты знают не все, что знаем мы) о том, каким должен быть истинный социализм на самом деле, есть только у нас, рериховцев, и ни у кого больше.

 

 При том, что КПРФ – это партия коммунистическая, но из-за многих демагогических извращений, присутствующих в ее идеологии, исповедуя множество устаревших догматов, она не имеет поддержки Свыше, Высшие Силы ей явно не помогают, наша партия такую поддержку могла бы иметь. Тут бы нам и «карты в руки». Тут бы нам и заняться тем, что мы можем сделать безоговорочно лучше кого бы то ни было. Но… находятся другие факторы, которые отбивают у кого-то такие мысли.

Уже в начале 1990-ых появились такие разговоры, что да, наверное, неплохо бы нам создать свою партию, но в рериховском движении нет лидеров… Да, разумеется, лидерские качества есть не у каждого. Лидером способен быть не каждый. Но когда где-то в России возникает перспектива создания рериховского общества, лидер тут же находится, стать лидером рериховского общества – это достойно и почетно. Поэтому сейчас в России, по данным статистики, тысячи рериховских организаций. Осознать себя лидерами рериховских организаций захотели многие. Но осознать себя лидером политической партии никто не хочет – это грязная работа…

В течение нескольких последних лет создать партию было объективно довольно сложно. В 2004 г. был издан закон, по которому организовать новую партию стало можно, только если удастся набрать 50 тысяч человек в качестве членов этой партии. В 2012 г. это правило было изменено и стало возможно создать партию после набора в ее члены всего 500 человек. Таким образом, трудность набора минимально необходимого для создания партии количества людей отпала полностью.

Создать партию сейчас не проблема. Сложность в том, чтобы после ее создания она смогла бы добиться успеха.

Успех зависит от различных факторов. В частности, важный момент: есть ли смысл ограничиваться принятием в партию только рериховцев?

Идея создания такой партии, в которую изначально будут иметь право вступать только рериховцы и никто другой, под некоторым углом зрения на первый взгляд кажется привлекательной, но здесь есть один нюанс.

Если в нашу компартию по ее уставу действительно смогут вступать только рериховцы, то тогда весь российский народ, откровенно говоря, будет смотреть на нас просто как на каких-то «сектантов», которые и, придя к власти, скорее всего, собираются защищать интересы только членов своей же «секты», т. е. интересы только рериховцев. То есть на нас тогда будут смотреть примерно как на партию мусульман, участвовавшую в парламентских выборах (в России) 1995 года и не получившую в результате даже 5% голосов избирателей... И тогда мы сможем рассчитывать практически только на то, что на очередных парламентских выборах за нашу партию и на президентских выборах за нашего кандидата в президенты проголосуют только такие же рериховцы и теософы, как и мы, а подавляющее большинство россиян-нерериховцев отдадут свои голоса другим кандидатам. И никакие наши уверения, что мы собираемся действовать только в интересах всего российского народа, нам не помогут; нам не поверят.

Да: наша партия духовного коммунизма должна быть создана нами, рериховцами, первым лидером партии должен стать на какое-то время только рериховец и программа партии – ее цели, задачи – должна быть составлена нами же. И первым пунктом там должна быть названа ориентация нашей партии на духовный (нравственный) социализм и коммунизм. И ниже должны быть кратко, но ясно названы (сформулированы) основные критерии духовного социализма, чтобы для любого, кто прочтет такую программу партии, термин «духовный социализм» не оставался бы непонятным и ничего не значащим выражением, но чтобы он был четко понятен каждому, а не только нам. Чтобы всем была понятна правильность и реальная необходимость ориентации партии на такую модель духовного социализма, чтобы потом ни у кого из вновь вступивших в партию не появилось желания сменить ориентацию партии, отменив или исказив важнейшие принципы её идеологии.

Абсолютно не нужна сектантская рериховская партия, но нужна общенародная, созданная рериховцами партия.

Но в то же время уже буквально с первых дней существования нашей (нашей – в смысле: основанной нами) партии в нее должны иметь право вступать наравне с рериховцами и любые другие люди, присоединяющиеся к нашей идее очищенного духовного социализма, но не разделяющие наши рериховские взгляды, а считающие себя атеистами или сторонниками любого другого учения или вероисповедания. Не должно быть никаких препятствий для вступления в нашу партию людей, исповедующих любые другие учения, религии, и атеистов! И впоследствии любой из этих людей наравне с рериховцами должен иметь право стать даже главой партии, если остальные члены партии большинством голосов решат, что он достоин этого.

Наподобие того, как группа строителей построила большой многоквартирный дом и построила его так, чтобы он был хорош для всех, чтобы разным людям было в нем хорошо. Но также и сами строители остались в нем жить вместе с остальными. И после этого никому уже нет дела, кто есть кто: все – обычные квартиросъемщики.

Пусть в нашу партию будет иметь право вступить любой ранее беспартийный человек или бывший членом любой другой партии, в том числе и бывший член КПРФ, в конце концов осознавший правильность идеи построения не казарменно-бюрократического, а духовного социализма.

Для того, чтобы СССР развивался в соответствии с определенными прокоммунистическими идеями, не нужно было, чтобы все жители СССР были членами КПСС. Нужно было только то, чтобы пусть даже небольшая группа людей, стоявших у власти в стране, понимала эти идеи.

Для того, чтобы партия шла под знаменем идей духовного коммунизма, абсолютно не нужно, чтобы все члены партии были рериховцами, но нужно только чтобы руководство партии понимало идеи духовного коммунизма. Причем допустимо-небольшие искажения идеи даже не важны, не страшны, т. к. лучше реализация идеи с небольшими искажениями, чем уход в «сектантство» и, как следствие, уменьшение общенародного доверия к партии. Впоследствии, через некоторое время эти искажения можно будет выправить (Когда я говорю «сектантство», я имею в виду такие действия, которые со стороны будут расценены, как сектантство.)

Но вот, что очень важно. Да, сделать нашу партию духовного коммунизма открытой для вступления в нее всех людей, а не только рериховцев, будет совершенно необходимо, чтобы на нас не смотрели, как на каких-то религиозных «сектантов». Но в то же время мы, рериховцы, должны будем всегда принимать в деятельности партии самое активное участие и как равноправные и полноправные члены партии должны будем следить за тем, чтобы курс партии со временем не извратился, и, убеждая других членов в правильности именно такого курса партии, добиваться, чтобы его извращения не происходило. А если главой нашей партии духовного коммунизма когда-нибудь в будущем станет НЕ рериховец, это будет означать, что риск такого изменения или попытки изменения курса как раз будет существовать. И если такое все-таки произойдет и бывшая партия духовного коммунизма откажется от идеи духовного коммунизма и социализма либо непозволительно извратит эту идею, начав под маской духовного социализма проповедовать нечто такое, что на самом деле духовным социализмом назвать никак нельзя, то мы – рериховцы – тогда должны будем проявить активность, бескомпромиссность, выйти из такой партии и основать новую компартию, исповедующую и проповедующую идею строительства ДУХОВНОГО социализма и коммунизма в истинном, неизвращенном смысле этих слов.

Если придерживаться такой модели создания нашей партии, то ничего нереального в ее создании и функционировании нет. В опоре на весь российский народ и забыв о всяком паникерстве, МЫ МОЖЕМ это сделать!

*            *            *

И так, если мы не будем заниматься политикой, политика все равно всегда будет заниматься нами. И, творимая другими людьми (без нас), политика всегда будет, как бандит, который врывается в наши дома и творит в них все, что хочет, ничуть не обращая внимание на наши интересы. И Земля всегда будет адом.

 

Надо понять, что какой-то политической активности нам все равно не избежать. Не случайно само наше Учение говорит о коммунизме. Ведь даже после катастрофических катаклизмов на Земле довольно большая часть Азии останется нетронутой. Человечество Шестой Расы не будет начинать развитие из каменного века, а продолжит с того, что есть сейчас. И определенные государственные структуры в Азии будут и после катаклизмов приблизительно такими, какие они есть сейчас. Территории расселения народов изменятся радикально. Может быть, деления на несколько разных государств у выживших после катаклизмов не будет – это будет одно многонациональное государство. Но если будет территория, не затронутая катаклизмами, то на этой территории политические характеристики власти останутся теми же самыми, какие они сейчас.

То есть это будет никакая не общинность, а та же самая дикость индивидуальной борьбы за лучшее место под солнцем. ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, когда каждый сам за себя и против всех. Ведь экстремальные условия именно только обостряют индивидуальную борьбу. Известно, что когда с тонущего корабля спускается лодка и в нее стремятся попасть в несколько раз больше людей, чем она может вместить, то высшей целью очень многих людей в такой ситуации является: постараться вытолкнуть из лодки и потопить как можно больше своих конкурентов, чтобы только остаться в живых самому.

И если сейчас власть ведет политику под лозунгом «Кто хочет, пусть богатеет и рвет глотки другим, а кто не хочет рвать и беднеет… ну, так ему и надо!», то при хотя бы частично сохранившейся инфраструктуре власти, и после катаклизмов все останется также. А как что-то может измениться, если мы к этому не стремимся?

Таким образом, если мы не изменим структуру власти в стране, то старые нравы и старые порядки перейдут в новый мир.

Владимир Силантьев

vs-v23@mail.ru

Статья с сайта http://agni-vs.narod.ru/ 



Hosted by uCoz